Таможенное оформление грузов в аэропорту "Шереметьево" |
"Принятый три года назад Таможенный кодекс в этом году грозит парализовать самый современный способ перевозки грузов – в крупнотоннажных контейнерах", – заявил "Гудку" ведущий инженер компании "Трансконтейнер" Евгений Бирюков. Свои выводы он проиллюстрировал ситуацией на Мурманской таможне (по информации "Гудка", новый порядок декларирования контейнеров применяет только Северо-Западное таможенное управление). Там задержали в общей сложности 130 российских контейнеров после выгрузки импортных грузов. Сотрудники таможни настаивают на том, чтобы контейнеры были оформлены в таможенном режиме реимпорта, то есть их владельцам нужно заплатить таможенные сборы за ввоз в страну своих же контейнеров и оформить грузовую таможенную декларацию. По словам Евгения Бирюкова, это произошло потому, что из Таможенного кодекса исчезло определение контейнера как транспортного средства. Он приравнивается к товару.
Новый порядок стал неожиданностью для операторов. Таможенники только на третьем году действия нового кодекса сделали выводы из этой правовой коллизии и начали брать с каждого контейнера таможенные сборы за оформление реимпорта. Операторы, естественно, не закладывали в стоимость перевозок затраты на таможенное декларирование.
За разработку действующей редакции Таможенного кодекса отвечало Минэкономразвития, но там "Гудку" заявили, что с мая нынешнего года министерство уже не вносит изменения в ТК, и посоветовали обратиться за разъяснениями в Федеральную таможенную службу (ФТС). С точки зрения замруководителя ФТС Владимира Малинина, декларирование контейнеров, временно вывозимых с территории России и ввозимых обратно, производится в порядке, установленном ТК, и соответствует Международной конвенции, подписанной Россией в Киото.
Председатель комитета по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты РФ Виталий Ефимов обратил внимание на то, что специалисты МЭРТ списали соответствующее положение из приложения киотской Международной конвенции об упрощении и гармонизации процедур, где про контейнеры нет ни слова, но не обратили внимания на то, что в приложении Е этой же конвенции есть определение контейнера именно как "транспортной единицы". В результате такого избирательного подхода к международному праву иностранные контейнеры оформляются сейчас в режиме реэкспорта, а отечественные – в режиме реимпорта. При реимпорте необходимо не только платить таможенные сборы, но и потратить время на декларирование. "При реэкспорте ничего этого делать не надо, и сложившийся порядок приводит к тому, что грузоотправители выбирают иностранных операторов",– заключает Виталий Ефимов